История развития Тюменской авиации (Тюменского Управления Воздушного транспорта)

Страница для печати

История развития Тюменской авиации (Тюменского Управления Воздушного транспорта).

                                                                                                                                                                                                 

История  развития  Тюменской авиации

(Тюменского Управления Воздушного транспорта)

 

19 июня (2 июля) 1912 года  - состоялось первое знакомство тюменцев с аэропланом, который пилотировал известный авиатор, победитель беспосадочного перелета Петербург-Москва  А.А. Васильев (1882-1918 гг.).

1924 год - состоялся знаменитый марафон самолета «Юнкерс» по маршруту Свердловск - Тюмень - Тобольск - Ирбит - Свердловск.

в начале 1930-х гг - на озере Андреевское появился водный аэропорт - бетонный мол - который служил причалом  для гидросамолетов.

 1934-1935 гг - проведено строительство аэропорта около деревни  Плеханово.

апрель 1934 года - создана авиагруппа полярной авиации Главсевморпути, осуществляющая воздушные рейсы в Тобольск, Xанты- Мансийск, Березово, Салехард. На самолетах У-2, МБР-2, Н-56, АИР-6 трудные трассы осваивали летчики К. Быков, Т. Еременко, В.Моргунов и др.  В год они перевозили до 4 тыс. пассажиров. 

лето 1934 года - летчик В.Бажан и авиатехник А.Г. Фокин открыли движение по Обской воздушной линии Тюмень - Тобольск - Самарово - Березово- Обдорск.                                 

1934 год - создано областное управление гидрометеорологической службы. Управление объединяло 16 метеорологических станций второго разряда, 10 станций третьего разряда, 2 гидрометеорологические станции первого разряда и 15 станций  третьего разряда.

1934 год -  в Тюмени создается аэроклуб Осоавиахима, начальник Катаев (обучение будущих летчиков, планеристов, авиамоделистов). Проводится сбор средств на самолет «Тюменский комсомолец».

16 января 1935 года состоялся первый перелет Тюмень - Тобольск - Самарово, летчик Целибеев. Самолет системы АИР-6.

1935 год - организовываются аэропорты в Тобольске, Самарово, Березово, Салехарде, Ныде и Сургуте.

1937 год  - организована Обская Авиагруппа Главсевморпути.

1938год - Авиагруппа передана Главному управлению Гражданского Военного Флота и переименована в Обский отдельный отряд.

январь 1939 года - Обский отдельный отряд переименован в Обское авиапредприятие Уральского управления Гражданского Воздушного: Флота.

1 сентября 1942 года - Обское авиапредприятие передано в ведение Западно-Сибирского управления Гражданского Воздушного

Флота.

октябрь 1941года - в Тюмень эвакуированы планерный завод и конструкторское бюро O.K. Антонова.

В Заводоуковске размещен завод №499 по производству планеров, директор - А.С. Москалев.

1944 год - в Тюмень из г.Барнаула переведен завод №26 Гражданской авиации.

1952 год - Обское авиапредприятие переименовано в Тюменскую aвиагруппу Западно - Сибирского управления гражданской авиации.

1957 год - Тюменская авиагруппа подчинялась Уральской отдельной авиагруппе гражданского воздушного флота, а с 1960 года - Уральскому территориальному управлению гражданского воздушного флота.

1960 год - в связи с увеличением плана перевозок в Тюмени организуется  авиаотряд №246, затем вертолетный отряд №255,  а с февраля 1965 года -  авиаотряд №259.

1966 год - сформированы летные эскадрильи в Ханты - Мансийске и Салехарде.

1966 год - в Тюмени впервые стали принимать и обслуживать самолеты Ан -12.

7 февраля 1967 года - Приказом Министра Гражданской авиации СССР создано Тюменское управление гражданской авиации.

В период  с 1967 по 1991 год   в ведомстве  Тюменского  управления гражданской авиации находились 16 объединенных авиаотрядов и деятельность Тюменского  управления в этот период возглавляли:

1967-1969  Лужецкий  Константин Алексеевич   

1969-1973   Кулешов Владимир Михайлович     

1973-1977   Хохлов Иван Тихонович         

1977-1989  Ласкин Геннадий Павлович  

1989-1992  Илларионов Владимир Александрович

4 января 1991 года - Приказом Министра  Гражданской авиации  Тюменское управление гражданской авиации реорганизовано  в авиакомпанию «Тюменьавиатранс» со статусом объединения. В связи с этим в состав авиакомпании  вошли авиаотряды:

Тюменский ОАО      - создан в 1962г

Салехардский ОАО - создан в 1963г

Сургутский  ОАО   - создан в 1964г

Березовский ОАО    - создан в 1964г

Ханты-Мансийский ОАО- создан в 1966г

Тобольский ОАО     - создан в 1968г

Мыс Каменский ОАО   - создан в 1976г

Нефтеюганский ОАО  - создан в 1977г

Таркосалинский ОАО   - создан в 1980г

Тазовский ОАО      - создан в 1980г

Ноябрьский ОАО  - создан в 1987г

В ходе реорганизации в состав авиакомпании «Тюменьавиатранс» не вошли авиаотряды:

«Второй Тюменский ОАО» - создан в 1968 году в тюменском аэропорту Рощино, в 1992  совместно с аэропортом Рощино реорганизован  в государственное предприятие «Тюменские Авиалинии», а с июня 1997 из состава этого предприятия в качестве независимой структуры вышел аэропорт Рощино, действующий по настоящее время.  Окончательная ликвидация Тюменских авиалиний произошла 21 марта 2004.

 «Урайский ОАО» - создан в 1970 году и в 1995 году преобразован на ОАО «Урайавиа», прекратившим свое существование в 2011 году, и  на ОАО «Аэропорт Урай», который является  действующим и в настоящее время.

«Нижневартовский ОАО» - в 1973 году прошло преобразование авиаэскадрильи, созданной в 1970 году на базе аэропорта Нижневартовск, в авиаотряд.  После ряда реорганизаций, в настоящее время является АО «Нижневартовскавиа», в структуру которого входит летный отряд, аэропорт, учебно-тренировочный центр и авиаметеоцентр.

 «Новоуренгойский ОАО» - в 1981 году Новоуренгойская объединенная эскадрилья преобразована в авиаотряд на базе аэрокомплекса. С 2010 года АО «Новоуренгойский ОАО» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту г. Новый Уренгой и обслуживание воздушного движения ВС.

«Надымский ОАО»  - создан в 1980 году в процессе реорганизации аэропорта Надым. В 1991 году вошел в состав авиакомпании «Тюменьавиатранс», но в 1992 был выведен из состава. Авиаотряд  прошел ряд реорганизаций и в настоящее время ОА «Надымское авиапредприятие» является действующим аэропортом.

 

31 августа 1992 года - создано Тюменское Региональное управление воздушного транспорта. В период с 1992 по 1994 год   начальником Тюменского Регионального управления воздушного транспорта стал Пономарев Михаил Николаевич.

В дальнейшем,  с 1994 по 1997 год Тюменское Региональное управление воздушного транспорта возглавлял Алексеев Виктор Михайлович.  В этот период Тюменское Региональное управление воздушного транспорта было переименовано в Тюменское Региональное управление Федеральной авиационной службы России.

с 1997  по 2005 год  Управлением руководил Ревенко Владислав Владимирович и за это время Тюменское Региональное управление Федеральной авиационной службы России  прошло несколько стадий реорганизации:

28 мая 1998 года - реорганизовано в Тюменское межрегиональное территориальное управление Федеральной авиационной службы России.

23 декабря 1999 года  -  преобразовано в Тюменское межрегиональное территориальное управление Федеральной службы воздушного транспорта России

31 октября 2000 года  - ликвидировано как территориальный орган упраздненной Федеральной службы воздушного транспорта России и переименовано в Приобское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации

4 февраля 2005 года - реорганизовано в Приобское управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

с 2005 по 2007 год  - Приобским управлением государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта руководил Адамов Вадим Евгеньевич.       

с 12 октября 2007 года - Руководителем Приобского управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  становится Медведев Петр Яковлевич.  

22 августа 2008 года - создано Приобское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

3 июля 2009 года - Приобское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта переименовано в Тюменское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

 

В период с 1991 по 2017 год  - на территории Тюменской области, в том числе в ХМАО и ЯНАО,  созданы  авиакомпании и открыты новые аэропорты:

 19 февраля 1991года - на базе Ярославского авиапредприятия зарегистрировано Малое предприятие Авиакомпания «АРГО» и в 1994 году преобразовано в Товарищество с ограниченной ответственностью Авиакомпания «АРГО» в г.Сургуте.  В настоящее время, после ряда преобразований, действует как  АО «АК «АРГО».

10  декабря  1991года -  после завершения строительства принял свой первый технический рейс Аэропорт Когалым, а с лета 1992 года состоялись и пассажирские перевозки. В период с 1995 по 2011год аэропорт имел статус международного.

в начале 90-х годов - построен  Аэропорт Радужный, предназначенной для приёма практически всех видов гражданских авиалайнеров, но  в 2007 году аэропорт был официально исключён из государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации. 

в 1995 году вступил в действие Аэропорт Ямбург. Аэропорт  предназначен  для обслуживания  рейсов  внутренних направлений. 

7 апреля 1997 года - создано Открытое акционерное общество «Авиационная транспортная компания «Ямал» с самолетным парком воздушных судов,

         а в 2009 году  - было образовано  ООО «Авиационная компания «Ямал», осуществляющая вертолетные авиаперевозки.

в 2012 году - на полуострове Ямал открыт аэропорт Бованенково с целью  обслуживания  вахтовых рейсов.

июль 2015 года  - официально вступил в действие Аэропорт Сабетта, который  в  октябре 2015 года  получил статус  международного - ООО «Международный аэропорт Сабетта». Этот воздушно-транспортный узел имеет особенное значение для развития транспортной инфраструктуры региона.

 В настоящее время, на территории деятельности Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, находясь в статусе подконтрольных организаций ГА,  авиапредприятия осуществляют свою деятельность по направлениям:

7 авиакомпаний имеет сертификат эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок: ПАО «АК «ЮТэйр», АО «АТК Ямал», АО «Нижневартовскавиа», АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги», ЗАО «ЮТэйр», ООО «АК «Ямал» и АО АК «АРГО»

15 эксплуатантов имеет сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ: ПАО «АК «ЮТэйр», АО «Нижневартовскавиа», АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги», ЗАО «ЮТэйр», ООО «АК «Ямал»,   АО АК «АРГО», ООО АК «АМЕГА», ООО «АК «Югра», ООО «АК «АВИАТРЕК», НП «ТМФ АОН», РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики», ООО «Аэроклуб «Маэстро», ООО «Авиа-Сервис», ООО «ТНПЦ АОН» и ООО «ВИГС НОРД»;

2 эксплуатанта имеют свидетельства Авиации общего назначения: ЗАО «ЮТэйр» и ООО «Авиа-Сервис»;

функционирует  21 аэропорт,  из числа которых

   - 6 федеральных аэропортов: АО «Аэропорт Салехард», АО «Юграавиа»,  АО «Аэропорт  Рощино»,  АО «Аэропорт Сургут», АО «Нижневартовскавиа» и  ООО «Международный аэропорт Сабетта».

   - 5 международных аэропортов: АО «Юграавиа»,  АО «Аэропорт  Рощино»,  АО «Аэропорт Сургут», АО «Нижневартовскавиа» и  ООО «Международный аэропорт Сабетта».

 2 авиапредприятия, осуществляют техническое обслуживание и ремонт авиационной техники- ООО «ТС Техник» и АО «Ютэйр - Инжиниринг»

 

Трудовая деятельность Тюменских авиаторов не осталась без внимания. В память о трудовых заслугах и профессиональных достижениях Тюменских авиаторов в области Гражданской авиации 09.06.2014года в городе Тюмени Распоряжением Тюменской городской Думы был создан  сквер «Авиаторов», в котором 30.07.2015 года установлена скульптурная композиция, посвященная авиаторам Тюменской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

.